Шлюз FXO

Шлюз FXO нужен тогда, когда есть необходимость "засунуть" традиционную аналоговую телефонную линию (или несколько) в SIP. Т.е Вы имеете обычную двухпроводную телефонную розетку на стене (или многопарный кабель от учрежденческой АТС с несколькими линиями) и телефонный номер (несколько) в ней и хотите использовать этот номер и линию для приёма вызовов на электронной АТС (IP PBX) и/или отправлять с неё эти вызовы в город по этой линии.

Шлюзы могут быть с разным количеством портов (необходимое количество зависит от количества имеющихся телефонных линий), но есть интересная закономерность - чем больше портов на шлюзе, чем выше цена за порт (хотя, по логике, должно быть наоборот). 1-4-портовый шлюз представляет собой небольшую коробочку размером с домашний роутер, имеет разъём(ы) RJ-11 по количеству портов для подключения к телефонной линии и один RJ-45 для включения в локальную сеть. Многопортовые шлюзы выпускаются в 19-ти дюймовом исполнении и предназначены для установки в стойку.

При поступлении аналогового вызова шлюз “снимает трубку”, “слушает линию” и всё, что он там слышит - оцифровывает и передаёт через порт RJ-45 в сеть, где вызов уже обрабатывает IP PBX. Аналогично происходит обратный процесс: IP PBX знает, на какой ip послать вызов - она туда и отправляет. Шлюз видит вызов, преобразует цифровой сигнал в аналоговый, набирает номер и отправляет туда аудио-поток.

Следует заметить, что FXO-шлюзы - переходный и промежуточный этап в техническом смысле, в них появилась потребность тогда, когда активно начала развиваться IP-телефония, но осталось много старых аналоговых линий. Для совмещения “старой” и “новой” телефонии и используются FXO-шлюзы, это своего рода временный переходник, когда нет возможности пока совсем отказаться от аналоговой телефонии, но хочется использовать несравнимо большие возможности VoIP. Они пропадут и изчезнут, как изчезли модемы. Не так и много времени прошло, а сейчас уже мало кто вспоминает, как раньше ходили в интернет на скорости 14400 бит/с и по полчаса дозванивались, чтобы проверить почту... Меньше 10 лет назад модем стоил месячной зарплаты квалифицированного специалиста, а сейчас они пачками лежат на помойках!

Так же отмечу, что FXO-шлюз - очень нестабильное и капризное устройство, что касается даже дорогих моделей от именитых брендов. Стабильность работы сильно зависит от качества подводимой телефонной линии, и, если там 30-летняя лапша длинной 2 км для ближайшей АТС и всё это через ржавые залитые краской и штукатуркой колодки по пути - удовлетворительной работы вряд ли можно ожидать. Параметры линии и частота сигнала отличаются от стандартов и имеют непостоянные значения, поэтому часто шлюз то не видит линии, то не понимает “занято”, то просто висит без видимых причин. Бывает, что шлюзы долго и счастливо работают годами без проблем, но это скорее исключение и везение, чем правило.

Цена на сегодняшний день колеблется от 3-4 тыс.руб за самые самые дешёвенькие 1-2 портовые, до астрономических цифр в 500 тыс. руб и выше за серьёзные 48-60 портовые железки.

Сейчас число аналоговых линий сокращается, многопарные медные кабеля доживают свой век и при необходимости их ремонта часто их просто “хоронят” и кладут вместо них оптические, попутно меняя и оконечное оборудование. Новых медных магистралей уже не строят, лишь локально в небольших зданиях (и то чаще предпочитают унифицированную СКС). Шанс, что купленный сегодня дорогой шлюз завтра будет стоить копейки или вообще станет неликвидом (как это совсем недавно произошло с целым поколением АТС), достаточно велик. Поэтому, если смотреть хотя бы немножко вперёд - следует уже сейчас ориентироваться на VoIP-технологии и стараться получать новые телефонные номера именно по SIP или IAX.

Некоторые телефонные операторы предоставляют услуги и “по-старому” и “по-новому”, поэтому иногда может быть достаточно лишь небольших телодвижений в сторону оператора - просто позвоните и спросите: “можем ли мы получать наш номер по СИП?”. Если ответ будет утвердительным и выставленные условия Вас устроят - Вам повезло, можете смело закрыть эту страницу и больше не думать об этом геморрое. Сложности возникают тогда, когда номер уже давно есть и приходит в офис по старой телефонной лапше, а оператор не может (или не хочет) давать его по SIP.

Если Вы не сильно привязаны к своему номеру - самым разумным решением будет просто от него отказаться и купить новый, с “доставкой” по SIP. Это избавит от многих расходов и проблем сейчас и от еще больших - в будущем. А переходить всё равно придётся (либо крутить диск номеронабирателя и содержать штат телефонисток).

Если привязаны сильно и туда идут активные звонки - можно заказать у оператора безусловную переадресацию на новый номер (у всех операторов есть такая услуга), а самим тем временем активно менять текст на визиткахи и в др. местх, где встречался старый. Переадресация стоит некоторых денег, но это всё равно лучше, чем шлюз, т.к тут через несколько месяцев вопрос решится, все привыкнут и всё нормализуется, тогда можно будет уже безболезненно отказаться от старого номера и переадресации, а геморрой со шлюзом будет продолжаться и ситуация останется на том же месте, а деньги уже потрачены.

Совет по выбору FXO-шлюза простой: не покупать никакой. А если уж решитесь - я не буду рекомендовать моделей, потому что не хочу брать “грех на душу”. Т.к кроме нестабильности, они не обеспечивает (и не могут обеспечить в принципе) тот функционал, который будет при прямом заведении SIP-транка на станцию (т.е замена всё равно не полноценная).

И даже не думайте о том, чтобы воткнуть его портом прямо в Интернет (т.е если есть мысль разместить его и IP PBX на значительном расстоянии друг от друга) - взломают очень быстро. Только в защищённую локалку!


Version 6:46 17.10.2016