Свой почтовый сервис

Если набрать в любом поисковике что-то вроде “свой почтовый сервер”, то выскочит куча ссылок на мануалы, как это легко сделать за 15 минут и даже (о, боже!) на винде + куча предложений “от профессионалов” с тарифами “Почтовый” и рекламами о незыблемой спам-обороне, надёжности и удобстве использования.

Я не ставлю целью переубедить всех, но надеюсь, что хотя бы некоторых предостерегу от ошибочных шагов в этом направлении и кого-то заставлю задуматься.

Если вкратце - всё это полное фуфло! Если Вам нужна действительно надёжная электронная почта, которая ходит моментально (как и должна она ходить по определению), если Вам важно получать все сообщения, а не какую-то их часть и Вы не хотите для получения важного письма созваниваться сначала с отправителем “Ты отправил?”, а потом мучать сисадмина или саппорт сервиса (которые, возможно, и “выковыряют” откуда-то нужное письмо и переправят его Вам на следующий день), если Вы не хотите сами выискивать нужные письма из тонн спама - не рассматривайте предложений “сделать быстро свой почтовый сервер” или купить почтовый тариф у хостера за 500р в год!

Я понимаю, что это довольно смелое заявление, требующее обоснования, потому без этого никак и объясню на примерах.

Пример 1. Работал я однажды в довольно серьёзной телекоммуникационной конторе, где рулили серверами и почтой достаточно серьёзные сисадмины. Всё-таки не пирожковая какая-то, а интернет-провайдер. Хоть и не федерального значения, но и не пионер-сеть. И был там сисадмин, который постоянно настраивал корпоративный почтовый сервер... А у корпоративной почты было два состояния: либо её нет совсем (ну просто пустая папка “Входящие” целый день, чего в офисах просто не бывает), либо там несколько сотен писем с предложениями виагры и т.п. Если кто-то из менеджеров ждал важного письма, то непременно надо было найти этого сисадмина и предупредить об этом, если момент был упущен - задача усложнялась и растягивалась на пару дней, причём надо было точно знать адрес отправителя и хотя бы примерное время отправки. Про убогость интерфейса даже говорить не хочется, про задачу сменить пароль или сделать перенаправление или что-то подобное даже заикаться было страшно. 

Так продолжалось два года, пока этот сисадмин не ушел и заниматься почтой стало некому. В результате то, что он делал 2 года и так и не сделал, другой сотрудник, весьма далёкий от тонкостей настройки никсовых серверов, сделал за день (и то большую часть этого времени заняло ожидание обновления записей на DNS) - он просто прикрутил домен к Google Apps и всё проблемы с почтой тут же разрешились: спам лежит в папке “Спам” (можно пролистать на всякий случай), а входящая почта - во “Входящих”. Если письмо от нового адресата случайно когда-то попало в спам - просто ставим на нём отметку, что это не спам и оно туда никогда больше не попадёт.

Считать это рекламой или нет - личное дело каждого, это реальная история.

Пример 2. В другой организации у меня активная переписка с менеджерами разных фирм. Ну и, ясное дело, тоже “крутая” корпоративная почта со своим почтовым сервером. И письма от одного из менеджеров постоянно не доходят. Звоню ему - “отправил!”, смотрю - не вижу. Звоню админу - “где?!”. Думает... Через несколько часов или на следующий день получаю (когда уже неактуально, т.к всё по телефону пришлось обсуждать и диктовать). А теперь вопрос - “А оно мне надо такая почта?”. Спорить с сисадмином бесполезно, он же крутой специалист, а я - дилетант. Потому я завёл на своём домене специальный ящик для работы (потратил 3 мин.) и даю его всем, с кем общаюсь по работе и больше об этом не думаю. Проблем с почтой у меня нет вообще: сменю работу - прибью ящик, заведу другой, никаких проблем. А сисадмин тот пусть тешит своё самолюбие, что у него есть свой почтовый сервер...

Хостинг-провайдеры. Там ситуация ничуть не лучше вышеописанных. Пробовал и одного, и второго и третьего (не хочу называть имен и заниматься чёрным пиаром, ибо у всех всё очень похоже и суть совсем не в этом). Суть в том, что для хостеров основная задача (за решение которой они и получают деньги) - обеспечение работоспособности сайтов клиентов, у них и персонал под это “заточенный”, а почта - бесплатное приложение, "пусть будет" как бонус. Естественно, внимание и вложения в эту область - минимальные (т.к это вообще маломаржинальный бизнес), и сисадмины там те же, отсюда и результат тот же.

И дело тут не в том, что нет хороших специалистов или они не хотят/не умеют работать. Объяснение всему этому простое: установить и настроить хороший почтовый сервер - крайне сложная задача и доступная лишь действительно гуру в этой области. Под понятием “хороший” я понимаю такой, где доставляется 100% почты (не 99 и не 95, а именно 100!), доставляется быстро (быстро - это не полчаса-час или дольше, а 1 минуту максимум) и где во “входящих” не больше нескольких штук (штук, а не десятков и сотен!) спам-сообщений в сутки. На 100% фильтровать спам сегодня не умеет никто, т.к спам-технологии совершенствуются очень быстро и “нападать всегда проще, чем защищаться”, но 3-4 спам-сообщения в сутки напрягать не могут, учитывая общий объём переписки и абсолютную публичность адреса даже без попытки его прятать (как делают некоторые).

Чтобы создать такой сервер, нужен не админ-универсал, который может всего понемногу (как это бывает чаще всего), а целая команда профессионалов, специально обученная этой специфике и имеющая немалый опыт за плечами. А фонд зарплаты для этой команды превысит оборот небольшой компании.

Второе условие - нужен огромный поток проходящий почты для анализа и качественной фильтрации спама. Из 100 или даже 1000 писем в сутки репрезентативной выборки не сделать, потому и спам-фильтры правильно настроить не получится, со всеми вытекающими. А вот если через сервис проходит миллион сообщений - то тут уже совсем другое поле для анализа и результаты будут гораздо лучше. А для того, чтобы обработка такого количества почты (и, соответственно, время её доставки) было не несколько часов, а минута - нужен не древний Pentium-4, который выкинули из бухгалтерии, т.к даже в Word'е стало невозможно на нём работать, а целый кластер современных высокопроизводительных серверов.

Вывод прост: на сегодня в России выбирать можно только между Яндексом и Гуглом. Только у них есть необходимый объём для анализа и только они могут позволить себе содержать целую команду высококласнных специалистов, занимающихся исключительно почтой. Только они могут позволить тратить миллионы на оборудование, занимающееся только этим. А если посмотреть получше - то выбора не остаётся вообще.

Не стоит тешить себя надеждой, что 25-летний сисадмин с з/п 30 тыр в мес. сможет на старом офисном компьютере сделать хороший почтовый сервер в перерывах между заменой катриджей на принтерах и переустановкой загаженной винды у менеджеров! Это (само)обман! И если Вы думаете, что у Вас всё хорошо при таком положении дел - Вы просто не знаете, сколько клиентов пытались с вами связаться, но, не дождавшись ответа, написали конкурентам, до которых почта доходит и они её читают. А действительно хорошего системщика катриджи менять не заставишь - он и без этого втрое больше заработает - если не у Вас, так у конкурентов.


Version 11:57 23.04.2013